|
Арттерапия - метод лечения и обучения.
Арттерапия - лечение искусством - само по себе вполне уместное занятие в рамках психотерапевтического центра. В мировой практике известны различные формы этого метода, о которых писалось, снималось, печаталось множество статей, фильмов, книг. Казалось
бы, зачем опять затрагивать эту, пусть интересную, но уже вполне изученную тему? Оказывается, ещё рано ставить точки над I. Арттерапия - только ли лечение? Может быть ещё и профессиональное обучение? Действительно, а почему бы и нет? Почему
бы не разработать специальные программы, основывающиеся на базовых курсах художественных школ и училищ, и не обучать профессиональному владению кисточкой и карандашом душевнобольных и умственно неполноценных? Тем более, как известно, эти
виды болезней не всегда мешают творческому процессу, а нередко и способствуют. Занятия проводит профессиональный художник, а состояние больного в период арт-курса контролируется врачом - психотерапевтом. Содружество, предполагающее обнадёживающие
результаты. Сразу выделю три позиции, обосновывающие необходимость применения занятий обучающей арттерапией в процессе курса лечения:
- Помощь основному методу лечения.
- Возможность обретения больным профессии в процессе курса лечения.
- Усиленный развивающий метод.
Основой принципиальной схемы занятий являются три направления, изучаемые одновременно, в целях увеличения разнообразия подаваемого материала:
- Иллюстрация (развивает аналитическо-творческое мышление).
- Классический рисунок и живопись ( развитие собственно творческого мышления и профессиональных навыков). Преподавание ведётся в двух параллелях: реализм и абстрактное искусство.
- Прикладное искусство ( развивает конструктивно-творческое мышление). В данном случае термин "прикладное" несколько не соответствует его традиционному пониманию. Здесь это ещё и макетирование, работа с объёмами, дизайн.
Базовым считается курс классического рисунка и живописи. Разработаны специальные программы для занятий с психически неполноценными и умственно отсталыми людьми. Единая программа в рамках единой схемы позволяет объединять больных в группы, используя метод
групповой терапии : пациенты учатся у преподавателя, учатся друг у друга, учатся общению друг с другом, в конце концов, поддерживают друг друга, учатся совместно преодолевать трудности. Однако, при необходимости, учитывая, что программу
осваивают люди с различными диагнозами, занятия могут проводиться индивидуально или корректироваться в соответствии с данным конкретным случаем. Таким образом, можно выделить два метода обучающей арттерапии : классический и утилитарный.
Утилитарный метод применим к пациентам с отставанием в умственном развитии и включает два этапа: подготовительный и собственно обучающий. В последнем в более доступной форме изучаются темы программы классического метода. Каждая тема содержит
в себе ряд уроков и учебных мероприятий, способствующих наиболее полному её раскрытию. Методикой классического метода является "Программа 1", состоящая из пяти этапов, каждый из которых включает несколько тем.
Методы обучающей арттерапии.
Классический |
Утилитарный Программа 2
|
Этапы |
Программа 1 |
Темы |
Этап 1 |
Темы |
Этап 2 |
|
Самопознание |
1. |
Раскрепощение личности |
1. |
Понятие перспективного рисунка |
1. |
Общеобразовательный |
2. |
Понятие цвета |
2. |
Натюрморт |
2. |
Человек |
3. |
Развитие моторных навыков |
3. |
Пейзаж |
3. |
Пейзаж, животные |
4. |
Развитие навыков образного, абстрактного и логического мышления |
4. |
Человек |
4. |
Орнамент, витраж, грим |
|
|
5. |
Животные |
5. |
Познание окружающего мира |
|
6. |
Иллюстрация |
6. |
Прикладной (заключительный) |
|
7. |
Варианты прикладного искусства |
Подробнее остановлюсь только на 1 этапе программы1, так как он подобен начальной школе. В нем даются все необходимые азы для дальнейшего освоения материала, и в то же время (при недостаточной заинтересованности) обучение можно закончить
на вполне самодостаточном уровне.
Темы занятий этапа:
- Вступительное
- Отрицательные эмоции и линии
- Композиции линейные и цветовые
- Понятие о перспективе, простейшие геометрические тела
- Простейшие бытовые предметы
- Линейный натюрморт
- Положительные эмоции
- "Положительные и отрицательные", контрастные цвета в натюрморте
- Фантазийная работа
- Тени
- Основные направления в изобразительном искусстве
Качественная значимость курса 1 этапа 1 программы:
В области психотерапии
- Наличие ряда тестовых заданий, помогающих оценивать психологическое состояние личности
- Адаптация в среде и адекватное ее восприятие
- Улучшение координации, цветовосприятия, двигательных функций, самоконтроля, концентрации внимания.
- Умение оценивать и контролировать эмоции
- Повышение личностного статуса
В области технических навыков
- Начальные навыки графической техники
- Начальные навыки живописной техники
В области духовного совершенствования
- Общее повышение культурного уровня
- Повышение качественного уровня эстетических взглядов
- Развитие творческого потенциала
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что обучающие программы арттерапии достаточно сложны и объёмны, дают основополагающие знания и навыки как для продолжения обучения в других художественных учебных организациях, так и для саморазвития.
Немаловажно, что и не продолжая образование, пациент (или бывший пациент) сможет реализовать себя и свой творческий потенциал в разнообразных сферах связанных с художественной деятельностью.
Тем не менее, обучающая арттерапия вовсе не ставит перед собой задачу всех сделать художниками. Её цель в другом - необязательно быть творцом по профессии, главное стать творцом своей жизни. И в этом она оказывает неоценимую поддержку
всем страждущим.
|