Выставка ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА ТСПХ

  
Открытие сезона ТСПХ
 
Открытие сезона ТСПХ в салоне искусств на Тверской (дом-музей Н.Островского). Свободная тема выставки позволяет познакомиться с разнообразными впечатлениями художников в течение летнего периода, отраженными в их творениях во всевозможных техниках, стилях и жанрах. Также будут представлены работы, тематически связанные с 200-летием со дня рождения М.Ю.Лермонтоваи с историей здания на Тверской. Выставка продлится до 1 декабря. 
 
"Родные просторы" С.Руденко 
 
Статья в газете "Наш Изограф" 
 
Открытие
 
Открытие – слово многогранное и, несомненно, парадное, пафосное. «Открытие» всегда связано с чем-то новым, доселе не виданным, не слышанным и вообще не существовавшем. «Открытия» случаются везде: и в нашей маленькой (но такой большой для каждого) личной, индивидуальной жизни, и в мире огромного социума – в науке, искусстве, спорте… Открывать можно имена, события, законы природы, земли, страны… Словом, ОТКРЫТИЕ многолико, торжественно и волнующе – совсем как «Открытие сезона Творческого Союза Профессиональных Художников на Тверской». 
А начиналось все с пленэров в Середникове. Заслуженный художник России Профессор кафедры живописи Николай Иванович Закрытный вывез своих студентов в усадьбу, где у брата бабушки, генерала-майора Дмитрия Алексеевича Столыпина, подолгу гостил в юные годы М.Ю. Лермонтов. Этому было несколько причин: до сих пор тревожащие воспоминания юности, необыкновенная красота пейзажей, окружающих восстановленный и похорошевший барский дом и приближающийся 200-х сот летний юбилей М.Ю. Лермонтова. Здесь же родилась у Николая Ивановича идея организовать в честь такого знаменательного события выставку-конкурс. И непростую выставку, а многоступенчатую, масштабную с привлечением всех поколений от самых-самых маленьких, только пробующих себя художников до маститых, убеленных сединами профессионалов. Продемонстрировать и скульптуру, и живопись, и графику… в общем все, что только может сотворить творческий человек. Благо возможности такие были – с одной стороны, Закрытный - профессор кафедры живописи, с другой – председатель секции живописи в ТСПХ, где тоже собрались люди неравнодушные и увлеченные. В первую очередь идею проекта поддержали председатель Союза Иван Владимирович Игнатков и заместитель председателя по экспозиционно-выставочной деятельности Ирина Гречаник, а затем уже собрались все: секция «Декоративно-прикладного искусства» во главе со своим руководителем и одновременно куратором выставки Ирой Голуб, секция «Художников-преподавателей», где особенно хочется отметить Светлану Тихонову и Ларису Гаврич, организовавших экспозицию «Потомкам», автор концепций выставок, куратор и член жюри художник Ольга Мочалова, художник Диана Суржина, оказавшая мощную компьютерно-полиграфическую поддержку проекту… Да разве можно всех перечислить в одной статье: ведь только конкурсных выставок было 4, а номинаций –около 10!  
Первой и открывающей все действо была выставка «Благодарение» в мемориальном музее А.Н.Скрябина. Работы членов ТСПХ Надежды Винниченко «Небо» (живопись), Анны Швецовой «Благодарение» (живопись) и Бориса Когана «Мыс Лермонтовский» (живопись) стали украшением экспозиции. Не менее достойно выступили и юниоры: Алена Сорокина «Немного из прошлого усадьбы» (роспись на тарелке), Елизавета Чугунова «Середниково. Лермонтов. Память» (коллаж), Матвей Закрытный «И стихи тоже» (живопись).  
Вторая выставка «Художник и Поэт» проходила в Библиотеке Украинской литературы - событие интересное и многоплановое. Изначально - это юбилейная выставка, посвященная 200-летию сразу двух величайших поэтов: Т.Г.Шевченко и М.Ю.Лермонтова, открывшаяся к тому же (и приуроченная к этой дате) в день рождения А.С.Пушкина. Три разных линии жизни, три разных поэтических мира, объединенных в то же время одной эпохой и отмеченных гением творчества. Как часто мы замечаем, что чудесные строки рождают в воображении прекрасные картины, иногда совершенно далекие от вложенной в прочитанное мысли, но созвучные и со-тональные музыке стихотворения. Столь же нередко и обратное явление – полотна, вызывающие настолько сильный душевный подъем, что стихотворные строки сами просятся на лист. Именно эту связку – поэзии и изобразительного искусства – отражает экспозиция. Я умышленно не использовала привычное слово «живопись», так как представленные работы очень многогранны: масло, графика, картины-скульптуры (когда-то в 20-е годы их называли контррельефами), картины из кожи, батик, коллажи… Всего не перечислишь! Сюжеты и стилистика тоже крайне разнообразны: от реалистичных мастерских пейзажей, связанных с жизнью великого человека, до авангардно-сюрреалистической трактовки портрета или творчества литератора. И, тем не менее, выставка получилась очень собранной, не навязчивой и не кричащей «я так вижу» или «вот знаменитые поэты – не проходите мимо». Элегантно, со вкусом, надолго оставляющая тонкий шлейф полуобразов-полувоспоминаний. В рамках этой экспозиции особо хочется выделить художника Вячеслава Столярова, который единственный представил работы, посвященные и М.Ю. Лермонтову, и Т.Г.Шевченко. Не остались без внимания и произведения Ольги Кононенко «Барский пруд с парадной лестницей» (живопись) и Инергины Кириленко «Маскарад» (батик). 
Третья выставка «Портрет современника – «мы пьем из чаши бытия…» в Доме-музее Марины Цветаевой, продолжающая цикл выставок-конкурсов, посвященных юбилею Лермонтова, продемонстрировала интересные работы, в которых художники представляют себя в возрасте М.Ю. Лермонтова (совсем молодого человека, погибшего в 27 лет) или ощущают себя в этом возрасте, но живущими в то далекое время. Также экспозиционно интересна параллель Цветаева – Пушкин – Лермонтов. Рок, интуиция, слава и гонения связывают трех гениальных творцов. Недаром и у Пушкина, и у Лермонтова есть стихотворения с одинаковым названием «Пророк», а Марина Ивановна Цветаева была подлинным поэтом –пророком… Но разве современным художникам чужды эти переживания? С такой сложной задачей успешно справился молодой, впервые участвующий в выставке художник Степан Руденко, удостоившийся за два своих графических портрета «Горец» и «Воспоминания» диплома в номинации «Новые имена». И, конечно же, никого не оставила равнодушным графика Елены Барановской! 
Апофеозом и заключительным аккордом конкурсного марафона стала выставка «Открытие сезона ТСПХ в салоне искусств на Тверской» в "Государственном музее – гуманитарном центре «Преодоление» им. Н.А.Островского", который находится в необыкновенном доме – памятнике истории и культуры XVIII – XX веков. Здесь соединились три эпохи - время отразилось и в облике здания, и в его функциональном предназначении. В нем в разное время жили удивительные люди, и самые знаменитые жильцы оставили особый след в культуре своего времени – так, например, в нем размещался известный салон князей Волконских, провел последние годы писатель Н.Островский. Поддерживая традиции, в теплой и душевной атмосфере, среди самых достойных работ сложного и ответственного конкурса, прошло награждение победителей в номинациях: живопись, графика, скульптура, керамика, юниоры, профессионалы, новые имена и т.д, и т.п., но даже при таком количестве номинированных, участников было много-много больше. Трудный выбор жюри, непростая творческая борьба, радость победы - мне кажется очень символичным, что завершающий этап прошел именно в этом здании – центре «Преодоление», а получившая Гран-при скульптура Екатерины Козловой «Видение на старых аллеях Середниково», чем-то неуловимо напоминает богиню победы Нику. 
 
 
Член Союза Архитекторов СССР, член ТСХР, 
член МФХ, член ТСПХ художник О.Мочалова  
 
 
 
 
 
 

Председатель ТСПХ В.И.Игнатков вручает диплом в номинации «Новые имена» молодому художнику С.Руденко
  

Гран-при конкурса скульптура Е.Козловой «Видение на старых аллеях Середниково»
  

Экспозиция выставки
  

Работа Н.Закрытного
  

Заслуженный художник России, профессор Н.И.Закрытный со своими учениками
  

Экспозиция выставки (слева работа О.Мочаловой)
  

Экспозиция выставки
  

Экспозиция выставки
  

Экспозиция выставки
  

Экспозиция выставки (работа Н.Винниченко)