Открытие сезона ТСПХОткрытие сезона ТСПХ в салоне искусств на Тверской (дом-музей Н.Островского). Свободная тема выставки позволяет познакомиться с разнообразными впечатлениями художников в течение летнего периода, отраженными в их творениях во всевозможных техниках, стилях и жанрах. Также будут представлены работы, тематически связанные с 200-летием со дня рождения М.Ю.Лермонтоваи с историей здания на Тверской. Выставка продлится до 1 декабря.
"Родные просторы" С.Руденко
Статья в газете "Наш Изограф"
ОткрытиеОткрытие – слово многогранное и, несомненно, парадное, пафосное. «Открытие» всегда связано с чем-то новым, доселе не виданным, не слышанным и вообще не существовавшем. «Открытия» случаются везде: и в нашей маленькой (но такой большой для каждого) личной, индивидуальной жизни, и в мире огромного социума – в науке, искусстве, спорте… Открывать можно имена, события, законы природы, земли, страны… Словом, ОТКРЫТИЕ многолико, торжественно и волнующе – совсем как «Открытие сезона Творческого Союза Профессиональных Художников на Тверской».
А начиналось все с пленэров в Середникове. Заслуженный художник России Профессор кафедры живописи Николай Иванович Закрытный вывез своих студентов в усадьбу, где у брата бабушки, генерала-майора Дмитрия Алексеевича Столыпина, подолгу гостил в юные годы М.Ю. Лермонтов. Этому было несколько причин: до сих пор тревожащие воспоминания юности, необыкновенная красота пейзажей, окружающих восстановленный и похорошевший барский дом и приближающийся 200-х сот летний юбилей М.Ю. Лермонтова. Здесь же родилась у Николая Ивановича идея организовать в честь такого знаменательного события выставку-конкурс. И непростую выставку, а многоступенчатую, масштабную с привлечением всех поколений от самых-самых маленьких, только пробующих себя художников до маститых, убеленных сединами профессионалов. Продемонстрировать и скульптуру, и живопись, и графику… в общем все, что только может сотворить творческий человек. Благо возможности такие были – с одной стороны, Закрытный - профессор кафедры живописи, с другой – председатель секции живописи в ТСПХ, где тоже собрались люди неравнодушные и увлеченные. В первую очередь идею проекта поддержали председатель Союза Иван Владимирович Игнатков и заместитель председателя по экспозиционно-выставочной деятельности Ирина Гречаник, а затем уже собрались все: секция «Декоративно-прикладного искусства» во главе со своим руководителем и одновременно куратором выставки Ирой Голуб, секция «Художников-преподавателей», где особенно хочется отметить Светлану Тихонову и Ларису Гаврич, организовавших экспозицию «Потомкам», автор концепций выставок, куратор и член жюри художник Ольга Мочалова, художник Диана Суржина, оказавшая мощную компьютерно-полиграфическую поддержку проекту… Да разве можно всех перечислить в одной статье: ведь только конкурсных выставок было 4, а номинаций –около 10!
Первой и открывающей все действо была выставка «Благодарение» в мемориальном музее А.Н.Скрябина. Работы членов ТСПХ Надежды Винниченко «Небо» (живопись), Анны Швецовой «Благодарение» (живопись) и Бориса Когана «Мыс Лермонтовский» (живопись) стали украшением экспозиции. Не менее достойно выступили и юниоры: Алена Сорокина «Немного из прошлого усадьбы» (роспись на тарелке), Елизавета Чугунова «Середниково. Лермонтов. Память» (коллаж), Матвей Закрытный «И стихи тоже» (живопись).
Вторая выставка «Художник и Поэт» проходила в Библиотеке Украинской литературы - событие интересное и многоплановое. Изначально - это юбилейная выставка, посвященная 200-летию сразу двух величайших поэтов: Т.Г.Шевченко и М.Ю.Лермонтова, открывшаяся к тому же (и приуроченная к этой дате) в день рождения А.С.Пушкина. Три разных линии жизни, три разных поэтических мира, объединенных в то же время одной эпохой и отмеченных гением творчества. Как часто мы замечаем, что чудесные строки рождают в воображении прекрасные картины, иногда совершенно далекие от вложенной в прочитанное мысли, но созвучные и со-тональные музыке стихотворения. Столь же нередко и обратное явление – полотна, вызывающие настолько сильный душевный подъем, что стихотворные строки сами просятся на лист. Именно эту связку – поэзии и изобразительного искусства – отражает экспозиция. Я умышленно не использовала привычное слово «живопись», так как представленные работы очень многогранны: масло, графика, картины-скульптуры (когда-то в 20-е годы их называли контррельефами), картины из кожи, батик, коллажи… Всего не перечислишь! Сюжеты и стилистика тоже крайне разнообразны: от реалистичных мастерских пейзажей, связанных с жизнью великого человека, до авангардно-сюрреалистической трактовки портрета или творчества литератора. И, тем не менее, выставка получилась очень собранной, не навязчивой и не кричащей «я так вижу» или «вот знаменитые поэты – не проходите мимо». Элегантно, со вкусом, надолго оставляющая тонкий шлейф полуобразов-полувоспоминаний. В рамках этой экспозиции особо хочется выделить художника Вячеслава Столярова, который единственный представил работы, посвященные и М.Ю. Лермонтову, и Т.Г.Шевченко. Не остались без внимания и произведения Ольги Кононенко «Барский пруд с парадной лестницей» (живопись) и Инергины Кириленко «Маскарад» (батик).
Третья выставка «Портрет современника – «мы пьем из чаши бытия…» в Доме-музее Марины Цветаевой, продолжающая цикл выставок-конкурсов, посвященных юбилею Лермонтова, продемонстрировала интересные работы, в которых художники представляют себя в возрасте М.Ю. Лермонтова (совсем молодого человека, погибшего в 27 лет) или ощущают себя в этом возрасте, но живущими в то далекое время. Также экспозиционно интересна параллель Цветаева – Пушкин – Лермонтов. Рок, интуиция, слава и гонения связывают трех гениальных творцов. Недаром и у Пушкина, и у Лермонтова есть стихотворения с одинаковым названием «Пророк», а Марина Ивановна Цветаева была подлинным поэтом –пророком… Но разве современным художникам чужды эти переживания? С такой сложной задачей успешно справился молодой, впервые участвующий в выставке художник Степан Руденко, удостоившийся за два своих графических портрета «Горец» и «Воспоминания» диплома в номинации «Новые имена». И, конечно же, никого не оставила равнодушным графика Елены Барановской!
Апофеозом и заключительным аккордом конкурсного марафона стала выставка «Открытие сезона ТСПХ в салоне искусств на Тверской» в "Государственном музее – гуманитарном центре «Преодоление» им. Н.А.Островского", который находится в необыкновенном доме – памятнике истории и культуры XVIII – XX веков. Здесь соединились три эпохи - время отразилось и в облике здания, и в его функциональном предназначении. В нем в разное время жили удивительные люди, и самые знаменитые жильцы оставили особый след в культуре своего времени – так, например, в нем размещался известный салон князей Волконских, провел последние годы писатель Н.Островский. Поддерживая традиции, в теплой и душевной атмосфере, среди самых достойных работ сложного и ответственного конкурса, прошло награждение победителей в номинациях: живопись, графика, скульптура, керамика, юниоры, профессионалы, новые имена и т.д, и т.п., но даже при таком количестве номинированных, участников было много-много больше. Трудный выбор жюри, непростая творческая борьба, радость победы - мне кажется очень символичным, что завершающий этап прошел именно в этом здании – центре «Преодоление», а получившая Гран-при скульптура Екатерины Козловой «Видение на старых аллеях Середниково», чем-то неуловимо напоминает богиню победы Нику.
Член Союза Архитекторов СССР, член ТСХР,
член МФХ, член ТСПХ художник О.Мочалова
|
|