Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии
ПОНЯТИЕ О ПЕРСПЕКТИВЕ.
ПРОСТЕЙШИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА.

Первое занятие, посвященное объемно-пространственному рисунку. На простейших геометрических телах рассматриваются принципы изображения в перспективе. Это скорее схемы, неоспариваемые «азбучные» истины, которые необходимо запомнить на данном этапе, чтобы, впоследствии не задумываясь, механически применять в работе. Именно поэтому не используются постановочные предметы. Как правило, ученики справляются со всеми заданиями в течение одного учебного дня.

ПОНЯТИЕ О ПЕРСПЕКТИВЕ

Дать понятие перспективного изображения на примере построения остроугольной перспективы параллелепипеда. Рисунок выполняется преподавателем в присутствии ученика поэтапно и сопровождается комментариями.

Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик.

Этапы

1. Провести линию горизонта (в любом месте писчего листа) и восстановить перпендикуляр (любой длины) ближайшего ребра параллелепипеда, пересекающий линию горизонта.

2. Отметить на линии горизонта две точки схода А и В по разные стороны от ребра-перпендикуляра на любом расстоянии. Соединить концы отрезка, обозначающего ребро параллелепипеда, с точками А и В.

3. Между линиями соединения восстановить еще два ребра на произвольных расстояниях от ближайшего.

4. Соединить концы отрезков, обозначающих ребра с теми точками схода, с которыми они еще не соединены. Например, концы отрезка, ближайшего к точке А соединить с точкой В и наоборот. Точки пересечения вновь проведенных линий будут являться вершинами последнего четвертого ребра параллелепипеда.

    

5. Выявить утолщенными линиями получившееся геометрическое тело, считая его прозрачным, причем видимые ребра выделить жирнее. Обозначить вершины параллелепипеда буквами CDEFGKLM.

6. Рассмотреть полученное изображение и отметить, что параллельные в реальной жизни ребра DM, CL, FK, EG сходятся в точке А и на рисунке параллельными не являются. Аналогичная ситуация с другой четверкой ребер DF, CE, MK, LG. Вертикальные же ребра сохраняют свою параллельность и перпендикулярность линии горизонта (так как мы принимаем, что параллелепипед лежит на горизонтальной поверхности и размеры его сравнительно невелики). Сходиться «вертикальные» ребра будут только при отображении длинномерного предмета: например, высотный жилой дом.

. Перпендикулярность относительно линии горизонта будет нарушаться в случае наклона предмета по отношению к горизонтальной плоскости.

. Прежде, чем начать упражнения, посвященные построению геометрических тел, необходимо отметить, что остроугольная перспектива гротескна и в обычной жизни встречается нечасто (перспектива уличной застройки в городском пейзаже, умышленное искажение формы, усиливающее эмоциональное восприятие и т.д.). Однако она наиболее наглядно демонстрирует основное правило перспективы: ближайший предмет (ребро) всегда больше следующего за ним, аналогично фонарным столбам вдоль дороги. Соответственно линии, ограничивающие горизонтальные плоскости или параллельные им, никогда не параллельны на рисунке и будут иметь соответствующие общие точки схода, т.е. будут сближаться, удаляясь от ближайшего предмета (линии, ограничивающие дорогу и сходящиеся в точке О на горизонте).




ПРОСТЕЙШИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА

Построение простейших геометрических тел: куб (параллелепипед), цилиндр, конус, «лежащий» цилиндр.

Задание 1
«Куб (параллелепипед)»

По-возможности стараться изобразить куб, хотя, как правило, все равно получается параллелепипед.

Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик, угольники, линейка.

Этапы

1. Взять лист А-4 писчей бумаги. Начать построение с ближайшего ребра.

2. Далее нарисовать «открытую книжку», учитывая, что пары линий, расположенных по одну сторону от «корешка» обязательно должны сходиться. Рисунок невелик, куб – небольшой предмет, поэтому сближение исчисляется долями миллиметра, но оно необходимо, дабы избежать обратной перспективы, когда предмет «выворачивается» на зрителя, встает дыбом (см. рис. в конце подпункта 5).

.   Может возникнуть вопрос: «Почему мы не ищем точек схода и, вообще, не повторяем построения разобранного ранее рисунка?» Дело в том, что это была просто «наглядная картинка», иллюстрация к теории: столь сложное построение очень редко используется в рисовании малых форм: натюрморты, элементы интерьера и т.п. На основе нее нужно просто понять и запомнить, как аксиому, принципы изображения в перспективе.

3. Восстановить перпендикуляры между линиями, идущими по обе стороны от « корешка», тем самым, обозначив две видимые грани и три вертикальных ребра куба.

.   Пока условно принята фронтальная перспектива на ближайшее ребро, поэтому вновь появившиеся ребра будут расположены на приблизительно одинаковом расстоянии от него, а последнее, четвертое, может и вовсе совпасть с ближайшим (см. рис. в подпункте 4). «Фронтальность» заключается в том, что ближайшее ребро расположено «лоб в лоб» к зрителю и, соответственно, две видимые грани куба равны, а линии, их ограничивающие, имеют попарно одинаковые углы наклона относительно ближайшего ребра.

.   «Условность» же предполагает, что это все-таки рисунок, а не чертеж, поэтому углы могут оказаться чуть разными, что изменит общий вид изображения. Подробнее о зависимости углов наклона и получаемого изображения будет рассказано в разделе «Простейшие бытовые предметы».

4. Учитывая основные правила перспективного построения, дорисовать оставшиеся «горизонтальные» ребра куба и, соединив их точки пересечения, получить последнее вертикальное ребро.

    

Фронтальный рисунок куба
(ребра ближайшее - первое
и дальнее - четвертое совпадают)

На данном этапе преподаватель обязательно должен проверить правильность рисунка. Если есть искажения, неточности (линии расходятся, строго параллельны, вертикальность нарушена и т.п.), ученику выдаются угольник и линейка, чтобы он мог предметно убедиться в ошибке и исправить ее (иногда используя эти же чертежные инструменты).

ПРИМЕРЫ НЕПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ


Вертикальные ребра не поддерживают перпендикулярность к горизонтальной оси,
горизонтальные же ребра не «сходятся», а «расходятся»,
направляясь к предполагаемой линии горизонта

 

Слишком активное схождение горизонтальных ребер

 

Верхние горизонтальные ребра расходятся
(жирной линией выделено правильное направление ребра)

 

5. Выделить получившийся рисунок геометрического тела разнотолщинными линиями, сохраняя его прозрачность и не убирая линий построения. Видимые части - ярче, жирнее, невидимые – бледнее и тоньше. Сравнить с рисунком, иллюстрирующим обратную перспективу, чтобы окончательно развеять сомнения по поводу «параллельности» в жизни и на листе.

Прямая перспектива Обратная перспектива

6. Самостоятельно нарисовать несколько кубиков-параллелепипедов (от двух до четырех, в зависимости от того, как будут получаться). Обсудить, при необходимости исправить (желательно по мере выполнения каждого рисунка).

ПРИМЕРЫ


Рисунок В.К.

Рисунок М.А.

Задание 2
«Цилиндр»

Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик, угольники, линейка.

Этапы

1. На листе А-4 писчей бумаги провести вертикальную ось.

2. Произвольно показать горизонтальные оси, так как предмет строится не с натуры.

3. Отметить на горизонтальных осях точки, симметричные относительно вертикальной оси и соответствующие ширине цилиндра (произвольно).

4. На вертикальной оси, симметрично горизонтальным, отметить еще четыре точки, характеризующие степень раскрытия эллипсов-оснований.

5. В точках, расположенных на горизонтальных осях, нарисовать четыре «скобки».

6. Соединить концы «скобок» и точки, расположенные на вертикальной оси. Придать получившимся фигурам форму правильного эллипса.

7. Соединить крайние точки эллипсов, расположенные на горизонтальных осях, вертикальными линиями.

8. Самостоятельно нарисовать несколько цилиндров (от двух до четырех, в зависимости от того, как будут получаться). Обсудить, при необходимости исправить (желательно по мере выполнения каждого рисунка).


 

ПРИМЕРЫ

Рисунок Н.Ш. Рисунок M.A.

.   Рассмотренный способ – упрощенный вариант рисования цилиндра, однако он, тем не менее, верен для отображения предметов сравнительно небольшого размера, какие, как правило, и встречаются в различных натюрмортах, бытовых постановках т.п. Но, если быть абсолютно последовательным в вопросах перспективы, то «стоящий» цилиндр, требуется вписывать в «стоящий» параллелепипед.

.   В таком случае точки, расположенные над горизонтальными осями, будут к ним ближе, чем расположенные ниже (перспективное сокращение расстояний).

.   Степень раскрытия верхнего эллипса уменьшится по сравнению с нижним. И вообще, они превращаются в сложные геометрические фигуры – «неправильные» эллипсы.

.   Однако все эти нюансы бывают явными лишь при изображении большеразмерных предметов, например, заводская труба или колонна здания. Поэтому нецелесообразно загружать ученика знанием академического метода, излишне усложняющем процесс построения на данном этапе. Если только он сам не проявляет активного интереса к этой проблеме.

Задание 3
«Конус»

Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик, угольники, линейка.

Задание можно предложить для самостоятельного выполнения по аналогии с построением цилиндра. При этом преподаватель должен внимательно отслеживать этапы работы: вертикальная ось, горизонтальная, построение эллипса, точка вершины и соединение ее с полученным основанием конуса. При нарушении последовательности надо вмешаться и поправить рисующего. После первого опыта следует сделать еще пару рисунков геометрического тела. Обсудить, если требуется, исправить (желательно по мере выполнения каждого рисунка).


Рисунок Н.Ш.

Задание 4
«Лежащий» цилиндр»

Задание более сложное, чем предыдущие, поэтому рекомендуется учитывать состояние пациента. При необходимости можно выделить отдельный учебный день после темы «Простейшие бытовые предметы». Занятие заполнить не только прорисовкой «лежащего» цилиндра, но и построением бытового предмета подобной формы (баллончик из-под краски, бутылка) для закрепления полученных навыков.

Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик, угольники, линейка.


 

Этапы

1. Нарисовать произвольно повернутый параллелепипед, основанием которого является квадрат.

2. Разбить основания осями, причем вертикальные будут чуть смещены к дальним ребрам по законам перспективного построения. Выделить точки пересечения осей с ребрами.

3. Пользуясь полученными точками, построить «неправильные» эллипсы.

4. В основаниях провести диагонали от дальнего верхнего угла к ближнему нижнему. Отметить точки пересечения с эллипсами.

5. Пользуясь полученными точками, построить «неправильные» эллипсы.

    
    

6. Самостоятельно нарисовать несколько цилиндров (от двух до четырех, в зависимости от того, как будут получаться). Обсудить, при необходимости исправить (желательно по мере выполнения каждого рисунка).

 
Рисунок М.А.

Задание 5
«Отрицательный» цвет в геометрическом теле»

Проявить «отрицательный» цвет в геометрическом теле (создать негативно заряженный образ в рамках простейшего геометрического тела). Задание дается для того, чтобы снять умственное напряжение, расслабить и эмоционально взбодрить ученика. Кроме того, оно служит для совершенствования полученных ранее знаний.

Материалы: писчая бумага А-4, шариковая ручка, простые карандаши, ластик, угольники, линейка, акварельная бумага (ватман), акварель, кисти, баночки для воды, тряпочка.

Этапы

1. Продемонстрировать выполненные ранее ученические работы на эту тему.

ПРИМЕР 1

Рисунок Ж.О.

.   «Я очень не люблю жаб. А у них на коже такие противные влажные бугры. Поэтому я и нарисовала слезящийся конус-выступ мерзкого зелено-бурмалинового цвета». Цель достигнута и вполне элегантно.

ПРИМЕР 2

Рисунок Г.Е.
(фломастеры по акварели)

.   На вопрос: «Что это?», пациент ответил: «Да это просто гроб!» Без особых затей, но задача решена.

2. Предложить ученику придумать легенду, включающую какое-либо геометрическое тело, но не рассказывать ее.

3. Нарисовать на листе ватмана формата А-4 соответствующее геометрическое тело, учитывая правила размещения единичного предмета на листе. Преподавателю следует проверить правильность рисунка.

4. Подать его акварелью выбранных тонов.

5. Рассказать (после обсуждения записать) объяснение-эссе. Обсудить работу.


 

Домашнее задание

1. Нарисовать проработанные на занятиях геометрические тела (куб, параллелепипед, конус, цилиндр) на листах писчей бумаги формата А-4 в количестве не менее трех предметов каждого вида. Предметы должны быть разного размера, прозрачны, построены и выявлены при сохраненных линиях построения.

2. Построить геометрические тела: шар, призма, усеченный конус, предварительно самостоятельно продумав этапы и элементы построения. Предметы должны быть разного размера, прозрачны, построены и выявлены при сохраненных линиях построения. Работа выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в количестве не менее трех предметов каждого вида.

3. Поработать с отрицательными эмоциями.

1). Выбрать наиболее актуальную на данный момент и отобразить ее красками в любой технике, стараясь вложить весь мыслимый и немыслимый негатив.

2). Не торопясь разорвать раскрашенный лист на мелкие кусочки.

3). На чистом листе выложить из этих фрагментов «убегающего ежика». Недостающие элементы можно просто дорисовать в любом материале.

4). Придумать и записать историю о получившемся ежике.




Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии    Перейти наверх страницы