Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии
ЛИНЕЙНЫЙ НАТЮРМОРТ.

На занятии отрабатываются полученные ранее знания о многофигурной композиции и построении бытовых предметов, о графических приемах. Это первая масштабная постановка, включающая несколько предметов и соответственно требующая увеличения формата листа. Больший размер, тем не менее, не гарантирует отображения в натуральную величину: исходя из составляющих, объекты либо пропорционально уменьшаются, либо наоборот увеличиваются. Студийцы постепенно проникаются сутью пропорционального построения, удостоверяются в его необходимости, узнают последовательность переноса моделей на лист бумаги, привыкая к его пока «огромным» для них размерам. Необходимость самим составлять композиции затрагивает сферы как логического, так и творческого мышления. Протяженность занятия 2-3 учебных дня: в зависимости от возможностей и готовности обучающегося.

Материалы: ватман А-3, простые карандаши разной твердости и мягкости, ластик, кнопки или скотч, доска или лист оргалита 35х45см.

Первый учебный день

Заранее подготовить постановку, учитывая состояние пациента, но включающую не менее трех «жестких и мягких» предметов. На отдельном столе выставить хаотичный набор разнообразных по размеру, предназначению и характеру вещей, оставив свободное пространство для самостоятельной группировки их учеником в композиции.

Этапы

1. Если принесены «домашние модели», преподаватель обязательно должен поставить их в том же ракурсе, сесть, прикрепив к доске лист с выполненным заданием, в ту же позу и тщательно проверить работу. Дать рекомендации. С согласия пациента можно исправлять непосредственно рисунок или, пометив «галочками» требующие корректировки места, попросить ученика сделать это самому.

2. Продемонстрировать с комментариями, напоминающими о правилах многофигурной компоновки, удачные работы студийцев.

Примеры

     
 

По-очереди составить из предложенных предметов от 6 до 10 композиций (элементы натюрмортов и их количество выбираются студийцем), оценивая и разбирая каждую. При однотипных решениях следует вмешаться и конкретизировать задачу: осуществить компоновку из 2 (4, 7 и т.д.) объектов или только из вертикальных, или «тематическую» («завтрак», «инструменты художника», «детство» и т. п.) – в общем, по обстоятельствам.

3. Начать рисовать постановку

  1. Выбрать положение листа, промерив карандашом, в «стоящий» или «лежащий» прямоугольник вписывается композиция.
  2. Произвольно принять и отложить на листе расстояние между крайней верхней и крайней нижней точками всей постановки. Изученным способом промерить сколько раз этот отрезок укладывается между крайней левой и крайней правой точками натюрморта. Получив, таким образом, габаритный прямоугольник, примерно наметить его положение на бумаге, ориентируясь на законы композиционного размещения.

         

  3. Приступить к отображению предметов, начиная с самого дальнего. Обратить внимание, что на данной стадии прорисовываются только основные объемы, так как неизбежны сдвижки, как самих объектов, так и всей композиции в целом, пока рисунок не займет правильное положение. Мучительно больно стирать любовно воспроизводимый в течение часа чайник (с мельчайшими подробностями), потому лишь, что коварный арт-терапевт требует перенести его на пять миллиметров вправо (чтобы «край не перевешивал»). Правда с использованием ластика тоже не следует спешить: при любых переносах лучше обратиться к методу, описанному в разделе «Простейшие бытовые предметы» - смещение габаритных размеров.

За первый учебный день важно успеть полностью «посадить» композицию на лист, так как постановки, как правило, меняются на последующих занятиях с другими учениками. Восстанавливают первоначальный вид натюрморта только по имеющемуся рисунку. В противном случае придется заново «двигать» предметы на бумаге, что сильно удлинит и уоднообразит процесс работы. Не торопиться можно в редких случаях, когда существует возможность сохранения компоновки в первозданном виде до новой встречи.

В рассматриваемой композиции дальним предметом является коробка, затем драпировка, которую в принципе можно не рисовать, далее по степени удаленности буханка хлеба, кувшин, ложка.

Домашнее задание

1. Скопировать на листах ватмана формата А-4 простым (графитным) карандашом 1-2 работы (на усмотрение арт-терапевта) с образцов, выданных преподавателем.

Примеры



2. Выполнить 6-8 маленьких (приблизительно 15х10 см) эскизов разноплановых натюрмортов из имеющихся дома предметов.

Примеры


Второй учебный день

Этапы

1. Обсудить с учеником принесенные эскизы и выбрать (или скомпоновать из нескольких имеющихся) один для большой домашней композиции.

2. Отработать все предметы студийной постановки, детально простроив каждый, не стирая линий построения и оставив элементы натюрморта прозрачными.

3. Обсудить с преподавателем «прозрачный рисунок». Исправить неточности.

4. Придать рисунку объемность разнотолщинными линиями.

Примеры


Рисунок О.М.


Рисунок Ю.З.


Рисунок О.М.

Домашнее задание

1. На листе ватмана формата А-3 графитным карандашом нарисовать композицию, соответствующую утвержденному эскизу. Работать дома исключительно в «позе художника».

2. На листе ватмана формата А-3 графитным карандашом нарисовать композицию из двух предметов. Если предварительно будут выполняться эскизы – все принести в студию.

Пример

Работа над завершением студийного натюрморта может растянуться на два дня: при быстрой утомляемости пациента, медлительности, расконцентрированности и т.п. В таком случае домашние задания примут вид:

после второго учебного дня

1. На листе ватмана формата А-3 графитным карандашом начать рисовать композицию, соответствующую утвержденному эскизу, не выявляя пока формы объектов (некоторые из которых могут оставаться детально непростроенными) разнотолщинными линиями. Работать дома исключительно в «позе художника».

2. Выполнить 2-3 маленьких (приблизительно 15х10 см) эскизов натюрмортов из двух предметов.
Обсудить с учеником в начале последнего занятия по этой теме принесенные эскизы и выбрать (или скомпоновать из нескольких имеющихся) один для большой домашней композиции.

после третьего учебного дня

1. Полностью закончить домашнюю многопредметную композицию.

2. На листе ватмана формата А-3 графитным карандашом нарисовать в окончательном варианте постановку из двух предметов, соответствующую утвержденному эскизу.




Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии    Перейти наверх страницы