Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии
«ПЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ»,
КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА В НАТЮРМОРТЕ.

После довольно утомительных, монохромных и очень техничных заданий на построение, компоновку и волнующего занятия, посвященного только эмоциям (достаточно личностного), пациенту необходим отдых, своеобразная эмоционально-умственная разрядка. К тому же пришло время освежить в памяти сведения о тонах и расширить практику применения этих знаний: для этого будет использован новый материал – гуашь. На занятиях будут проработаны два вида техники подачи гуашевых работ: мазковая и плоскостная. Захватывающе необычное отражение в упражнениях найдут изученные ранее темы (композиция, построение бытовых предметов, эмоциональная подача цвета). Занятие рассчитано на 2-3 учебных дня: в зависимости от возможностей и готовности обучающегося.

Материалы: ватман А-3 (не менее трех листов), простые карандаши, ластик, кнопки или скотч, доска или лист оргалита 35х45см, гуашь, кюветы, кисти, баночки для воды, тряпочка, халат (фартук).

Первый учебный день

Заранее подготовить постановку, учитывая состояние пациента, с фоном или без (на усмотрение арт-терапевта), но включающую от трех до пяти контрастных в цветовом отношении и простых по форме предметов. На отдельном столе поставить простейшую модель (кружку, цилиндрическую вазу и т.д.) однородно, желательно ярко тонированную (желтую, красную, зеленую и т.п.)

Задание 1
«Плоскостная техника подачи гуашью»

Этапы

1. Принять «позу художника» перед столом с единичным предметом и прикрепить лист к доске в горизонтальном положении.

2. В правой и левой части листа формата А-3 нарисовать простым карандашом с построением два одинаковых изображения предлагаемой модели.

3. Убрать линии построения.

4. Подобрать гуашь в тон предмета и развести в кювете до состояния «жидкой сметаны».

5. Сделать выкраски на отдельном листе, чтобы посмотреть, как краска ложится на бумагу. Если проступают разводы, то состав слишком жидкий, при чересчур густо смешанной гуаши могут образовываться наплывы.

ПРИМЕРЫ НЕКАЧЕСТВЕННЫХ ВЫКРАСОК

 
ЖИДКАЯ ГУАШЬ   ГУСТАЯ ГУАШЬ

ПРИМЕРЫ КАЧЕСТВЕННЫХ ВЫКРАСОК

6. Добавляя к основному тону (но, не расходуя его полностью) разное количество белил и сажи, размешать в кюветах несколько пастельных (2-3) и погашенных (1-2) оттенков.

7. Сделать выкраски.

ПРИМЕР

ПАСТЕЛЬНЫЕ ТОНА ОСНОВНОЙ ТОН ПОГАШЕННЫЕ ТОНА

8. Широкой плоской кистью покрасить левый рисунок, используя все полученные тона, стараясь избегать потеков и добиваясь плавных цветовых переходов. Не возбраняется, если изображение приобретет некоторую граненость формы. Важно добиться равномерного тонирования плоскостей и чтобы рисунок в целом отвечал основному цвету модели.


 
Рисунок Н.Ш.
 

9. Обсудить с преподавателем. При необходимости исправить, перекрывая неудачные места поверх старого новым слоем краски. Предыдущий слой должен просохнуть: на ощупь быть таким же теплым, как бумага, а не прохладным. В отличие от акварели, гуашь является кроющей краской, и подобные действия вполне оправданы. В целях экономии времени исправления можно внести по завершении «Задания 2».

Качество подачи зависит от ряда факторов: сорта гуаши, ее состояния (старая сухая, подсохшая, свежая), размера кисти и закрашиваемого фрагмента (иногда целесообразна тамповка поролоновой губкой), цвета используемой краски (например, смеси с белилами и желтые оттенки ложатся лучше) и многих других. Немалую роль играет опыт работы с данным материалом. Все это нужно не только учитывать при оценке графики ученика, но и довести до сведения пациента, во избежание лишних травмирующих моментов и зацикливания на «идеальном» исполнении.

Задание 2
«Мазковая техника подачи гуашью»

Этапы

1. Круглой или плоской кисточкой наносить хаотичные разноцветные мазки приблизительно одной длины и в одном направлении. Использовать разведенные в кюветах тона, локальные и имеющиеся в наличии в баночках, но так, чтобы поддержать подлинный цвет модели.


 
Рисунок Н.Ш.
 

2. Если работа вызывает затруднения показать удачные рисунки других студийцев и репродукции признанных мастеров дивизионизма: Поля Синьяка, Анри Матисса и др. Попутно неплохо рассказать об этом направлении в живописи, которое послужило аналогом для задания.


 
Поль Синьяк
«Сосна. Сен-Тропез»
 

 
Анри Матисс
«Роскошь, спокойствие и сладострастие»
 
 

 
Рисунок И.К.
 

Некоторым пациентам трудно согласиться с тем, что, к примеру, в зеленую кружку надо добавлять красные мазки, и она все равно сохранит свой исконный зеленый окрас. Иллюстративный материал, а так же сведения, что все предметы «делятся» друг с другом принадлежащими им красками, как бы впитывают их небольшими порциями, окажет неоценимую помощь в развитии живописного полихромного восприятия однотонного в реальной жизни предмета.

1. Обсудить с преподавателем. При необходимости исправить, добавляя цветовые пятна другой гаммы или, наоборот, делая рисунок более однородным.

Задание 3
«Натюрморт в контрастных «положительных и отрицательных» тонах»

Этапы

1. Переместиться к постановке.

2. Объяснить задачу.

    Главная цель – научиться работать с цветовыми контрастами и нюансами. Натюрморт может быть подан в плоскостном виде, однако объемное решение не возбраняется.

Примеры


 
ПЛОСКОСТНОЕ РЕШЕНИЕ
Рисунок Г.Е.
 

 
ОБЪЕМНОЕ РЕШЕНИЕ
Рисунок А.С.
 

    Предполагается, что постановка одновременно существует в двух противоположных состояниях: днем и ночью, вечером и утром, зимой и летом и т.д. Причем «положительность и отрицательность» весьма условна, так как один ученик любит утро, другой вечер, а третий и то, и другое. Хотя при общей эмоциональной тусклости пациента начать следует с действительно полярно воспринимаемых ситуаций, в которые помещен объект, выражаемых антагонистическими сочетаниями красок: благостная безмятежность – пожар, короткий «грибной» дождик – холодный ливень, гроза и т.п., а затем повторить задание в нейтральных, предложенных выше вариантах. Правда придется ввести дополнительный четвертый учебный день, если основное занятие включило не две, а три встречи. Работа начинается в студии и завершается дома.

3. Нарисовать графитным карандашом натюрморт, предварительно выбрав положение листа формата А-3, промерив карандашом, в «стоящий» или «лежащий» прямоугольник вписывается композиция, (наличие объемности – по желанию автора).

4. Выбрать контрастные состояния композиции (или ситуации – на усмотрение арт-терапевта).

5. Плоскость листа, подобно витражу разбить на фрагменты прямыми, кривыми, ломаными, короче, любыми линиями, но так, чтобы рисунок читался красивой линейной графикой. Каждый предмет, входящий в состав натюрморта, обязан складываться из кусочков, относящихся к разным состояниям.


 

6. Внутри каждого фрагмента поставить карандашом буквы, символизирующие отражаемое состояние. Например: Д-день, Н-ночь. Причем соседствующие участки непременно должны нести противоположную эмоциональную нагрузку.

ПРАВИЛЬНО ОТМЕЧЕННЫЕ ФРАГМЕНТЫ НЕПРАВИЛЬНО ОТМЕЧЕННЫЕ ФРАГМЕНТЫ

7. Обсудить с преподавателем.

При медленной работе пациента первый учебный день можно завершить после переноса натюрморта на лист.

Домашнее задание

1. Повторить задания по отработке мазковой и плоскостной техник подачи гуашью. Предмет выбрать самостоятельно (желательно принести его с собой в студию).

2. Нарисовать простым карандашом от руки 10-15 квадратиков со стороной приблизительно 5см. Тонировать их гуашью в плоскостной технике, смешивая (в кюветах, а не непосредственно на листе) краски разного цвета (на выбор), придавая им к тому же различные оттенки, выбеливая или утемняя.

3. Нарисовать простым карандашом от руки 7 квадратиков со стороной приблизительно 5см. Тонировать их гуашью в мазковой технике, так, чтобы получить весь набор спектральных тонов.

4. Выполнить простым графитным карандашом 3-5 маленьких (приблизительно 15х10 см) эскизов (объемных или плоскостных) разноплановых натюрмортов из имеющихся дома предметов, контрастного цвета. Тонировать предметы цветными карандашами, стараясь отразить их естественный окрас.

 
 
 

Второй учебный день

Этапы

1. Обсудить с учеником принесенные эскизы и выбрать (или скомпоновать из нескольких имеющихся) один для большой домашней композиции.

2. Начать закрашивать фрагменты, предполагая, какой оттенок примет цвет предмета или фона в зависимости от его принадлежности какому-либо состоянию. Как правило, вначале размешивается основной подлинный тон модели, который потом осветляется или гасится (по обстоятельствам).

Работа над натюрмортом продолжается с того момента, где она была прервана на предыдущем занятии. Соответственно активно работающий пациент вполне способен закончить рисунок к концу второго учебного дня


 
Рисунок К.Т.
 

3. Рассмотреть с преподавателем завершенную композицию. При неудачном цветовом решении раздробить требуемые фрагменты и перекрыть соответствующими тонами.

4. Показать образцы плоскостных натюрмортов на слияние тонов. Например, оранжевая чашка и апельсин на золотисто-охристом фоне. Все предметы приблизительно одного тона, поддерживают теплую гамму, но должны читаться на листе.

Примеры

Ахра Аджинджал
«Ваза с листьями» «Натюрморт с вазами»
Ахра Аджинджал «Бутылки» Вольная копия картины Александра Шевченко
«Кувшин и фрукты»

Домашнее задание

1. Нарисовать натюрморт, подобный студийному, по выбранному с арт-терапевтом эскизу.

2. Самостоятельно составить и нарисовать плоскостную композицию из 2-3 предметов с фоном в одной цветовой гамме гуашью на листе А-4.

При растянутых на три учебных дня занятиях, второй учебный день будет состоять из первых двух пунктов с предварительной разбивкой карандашного рисунка на фрагменты (пункты 4,5,6,7 задания 3 первого учебного дня). Работа прекращается либо по истечению времени урока, либо учитывая состояние пациента (сильное утомление, возникшая раздражительность и т.п.).

Домашнее задание

1. Начать рисовать натюрморт, подобный студийному, по выбранному с арт-терапевтом эскизу. Остановиться на той же стадии, что и на занятиях.

2. Разбить лист ватмана формата А-4 на четыре одинаковые части.

В каждой рамке нарисовать любую геометрическую фигуру.
 
Тонировать гуашью два участка в своей собственной гамме (зеленой, желтой, голубой – любой), но так, чтобы фигуры были заметны по соотношению с фоном.
 

 
 
 

Третий учебный день

Этапы

1. Продолжить работу над постановкой.

2. Рассмотреть с преподавателем завершенную композицию. При неудачном цветовом решении раздробить требуемые фрагменты и перекрыть соответствующими тонами.

3. Проанализировать домашнее упражнение с геометрическими фигурами и доделать его (тонировать оставшиеся зоны, выбрав другие цвета).

Домашнее задание

1. Завершить натюрморт.

2. На листе ватмана формата А-4 нарисовать любой бытовой предмет (в плоскостном варианте) гуашью и тонировать фон в той же гамме.

ВАРИАНТЫ РАБОТ

Рисунки Ел.М.
Рисунoк Ел.М. Рисунoк Е.М.
Рисунoк И.К.



Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии    Перейти наверх страницы