Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии
ПРОСТЕЙШИЕ БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ.

Занятие, на котором не только закрепляются навыки перспективного изображения объектов, но и объясняются принципы построения предметов с натуры, а так же впервые студийцы работают, приняв «позу художника». Задание выполняется в течение одного учебного дня.

«ПОЗА ХУДОЖНИКА»

1. Рассказать, как выглядит «поза художника» и зачем, собственно, нужно ее принимать.

Традиционно художники-станковисты работают за мольбертами, что облегчает как сам процесс творчества (возможность отойти от холста, работать стоя и т.п.), так и улучшает обзор постановки, выбор оптимального угла зрения, более удачного освещения. Кроме того, только вертикально поместив подрамник с листом и находясь на определенном расстоянии от предмета (минимальная дистанция до модели определяется троекратным ее размером), можно грамотно его построить и, соблюдая расстояние от глаза до рисунка не менее вытянутой руки, охватить взглядом всю композицию. К сожалению, стационарные мольберты очень громоздки и тяжелы, а переносные – крайне не устойчивы, что может вызывать определенные проблемы в арт-терапевтической студии, тем более, если помещение используется не только для обучения рисунку и живописи. Альтернативное предложение представляет собой конструкцию из табурета, одного стула со спинкой (или двух стульев), фанерного подрамника (45х65 см), расположенных так, как показано на схеме ниже.

Еще один табурет ставится рядом: на нем размещаются материалы и инструменты художника.

Сидеть ученик должен непосредственно напротив постановки, так, чтобы голова совершала движения только вверх-вниз.

2. Попросить пациента самостоятельно обустроить свое рабочее место.

3. Временно заняв место ученика, проверить правильность посадки относительно модели.

Задание 1
«Построение крынки»

Нарисовать с построением обыкновенную глиняную крынку или цветочный горшок (в зависимости от состояния пациента).

Стадии построения будем рассматривать на примере крынки, как более сложного объекта. Модель следует отобразить, максимально приближаясь к натуральной величине, соответственно габариты предмета изначально должны соответствовать формату А-4. Во избежание искажения пропорций модели, что важно в этой фазе обучения, предмет ставиться чуть ниже уровня глаз рисующего.

Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик, кнопки или скотч, доска или лист оргалита 35х45см.

Этапы

1. Выяснить положение листа: вертикальное, если объект выше, чем шире и горизонтальное, если наоборот. Если модель «квадратная», надлежит учитывать ее традиционное восприятие. Так чугунок, вписывающийся в квадрат, имеет ясно читаемый «верх» и «низ», расположенные на вертикальной оси. Следовательно, стоящему горшочку подойдет «стоящее» вертикальное положение, а лежащему – горизонтальное.

     

2. Провести вертикальную ось, с учетом последующего грамотного размещения единичного предмета на листе.

3. Провести верхнюю горизонтальную ось, являющеюся осью верхнего эллипса горлышка.

4. Отложить на ней ширину горлышка, стараясь поймать подлинный размер.

5. Зажать обыкновенный графитный карандаш в кулак, так, чтобы большой палец руки свободно двигался вдоль него.

6. Вытянув руку со спрямленным локтевым суставом (во избежание искажений), совместить острие грифеля с крайней левой точкой А горлышка, а край большого пальца руки с крайней правой точкой В.

.   В реальности это будет выглядеть подобным образом:

7. Не меняя положения пальца, повернуть руку вертикально.

8. Совместить острие грифеля с крайней верхней точкой С горлышка (рука остается спрямленной, палец не двигается).

9. Смещая руку вниз, как показано на схеме ниже (т.е. опуская карандаш, совмещать острие грифеля с той точкой предполагаемой вертикальной оси кувшина, где раньше начинался большой палец), промерить, сколько раз ширина горлышка укладывается в длине кувшина (сколько раз отрезок АВ поместиться в отрезке СD). Супер математическая точность не нужна, достаточно подобной формулировки: «Два горлышка и приблизительно три сантиметра». Все манипуляции проводятся пока только с реальной крынкой-моделью, на листе ничего не измеряется и не отмечается.

10. На листе на вертикальной оси отложить от точки С пересечения этой оси с горизонтальной, отмеченный на этом же листе ранее отрезок, равный ширине горлышка, столько раз, сколько получилось по промерам в предыдущем пункте: т.е. получить точку D.

11. Выбрать самое широкое место предмета. Мысленно провести по нему горизонтальную ось и, описанным выше способом, выяснить в каком месте вертикальной оси она проходит (т.е. сколько «горлышек» реальной крынки укладывается на представляемой вертикальной оси до точки пересечения с мысленно проведенной горизонтальной). На листе отметить найденную точку и нарисовать горизонтальную линию, на которой обозначить засечками максимальную ширину модели, предварительно померив, сколько раз там укладывается горлышко, пользуясь способом, описанным в п. 8).только в горизонтально направлении.

.   Т.О. были зафиксированы габаритные размеры крынки, которые в соотношении вертикаль/горизонталь будут всегда неизменны, рисуется ли предмет в натуральную величину, с уменьшением или увеличением. На основе этих промеров можно наглядно убедиться вмещается ли данный предмет на лист при изначально произвольно выбранной основной единицы измерения («ширине горлышка») и удачно ли его месторасположение в соответствии с правилами композиционного размещения. На данном этапе внести изменения в принятые размеры или «подвинуть» рисунок проще, чем когда он детализирован. Так, например, если предмет «осел», достаточно просто «поднять» на требуемое расстояние прежние горизонтальные оси и вертикалями перенести габаритные точки: сначала нарисовать новые параллели и засечки и только потом уничтожить старые.

.   Для сдвижки рисунка вправо или влево, проводятся те же действия только в горизонтальном направлении. Перемещение рисунка «под углом» (предположим, чуть правее и ниже) осуществляется поэтапно: сначала по вертикали, потом по горизонтали или наоборот.

.   Помимо всего перечисленного, студиец начинает осваивать основной методологический принцип отображения предметов: от общего к частному. Пока работа ведется с условным прямоугольником, в который вписана пока невидимая, но уже ощущаемая крынка. Ее предстоит постепенно проявить, «вырезать», подобно ваятелю, высекающему из глыбы мрамора, мало-помалу приобретающую реальные формы скульптуру.

12. Прежде, чем приступить к следующей стадии, надо напомнить ученику, что все предметы представляются условно состоящими из геометрических тел. Так, наша крынка включает в себя усеченный конус, шар и два цилиндра.

.   Конечно, это не всегда идеально правильные формы, как, в данном случае, шар. Более того, бывают дополнительные элементы: ручки, носики, декоративные выпуклости или выемки. Однако для удобства построения надо научиться видеть форму в целом, не отвлекаясь на детали. Сначала прорисовать грубо сложенные примитивные геометрические тела, а потом уже заниматься плавными переходами, скруглениями, деталировкой – доводкой рисунка. Со временем произойдет чудесная метаморфоза «геометрический набор» превратится в видимую художником модель.

ПРИМЕРЫ


Рис.1
     
Рис.2

Рис.3

.   Вообще парадокс изобразительного труда заключается в том, что мы рисуем то, чего нет в реальности и только тогда получаем истинно реальное изображение. Реализм (практически фотографическое отображение) невозможен без четкого следования ряду правил, порой кажущихся абсурдными и мешающими творческому процессу. Впоследствии, мастер может выбрать любые способы самовыражения, но если он настоящий профессионал, всегда должен суметь нарисовать «как в жизни».

13. Мысленно «разбить» модель-крынку на простейшие геометрические тела.

14. Изученным способом определить расположение всех требуемых горизонтальных осей, которых еще нет на листе (оси эллипсов оснований всех выявленных в предмете геометрических тел).


--------- Ранее нарисованные оси
--------- Требуемые оси

.   Провести их.


--------- Снос точек

15. На всех имеющихся горизонтальных осях отметить точками габариты будущих эллипсов (за исключением тех, на которых засечки уже существуют), соотнося их с основной единицей измерения («шириной горлышка»). Лишние теперь засечки на верхней оси, проходящей через точку С, стереть.

.   Сравнения можно проводить с помощью рассмотренного ранее метода и вертикально поставленного карандаша, если объекты близки по размеру.

Способ «вертикально поставленного карандаша»

взять карандаш с опущенным вниз грифелем в вытянутую руку со спрямленным локтевым суставом.

совместить грань карандаша с крайней точкой «горлышка».

визуально оценить, на сколько сравниваемый объект короче (длиннее) основной единицы «горлышка». Например, приблизительно на один сантиметр.

если объект длиннее, то удобнее совмещать карандаш с его крайней точкой.

16. «На глаз» или померив, определить степень раскрытия эллипса, являющегося горлышком крынки. Обозначить засечками на вертикальной оси.

17. Отметить точками на вертикальной оси отрезки, соответствующие степени раскрытия эллипса-«горлышка», для всех остальных эллипсов, относящихся к цилиндрам и конусу.

18. Особо потребуется рассмотреть степень раскрытия эллипса, обозначающего самое широкое место модели. Диаметр шара, характеризующего основной объем резервуара крынки, значительно больше, чем диаметры геометрических тел, представляющих горлышко и донышко, практически равные между собой. Следовательно, степень раскрытия эллипсов, в которые при перспективном сокращении превращаются окружности с приблизительно равными диаметрами, будет одинаковой, а степень раскрытия эллипса соответствующего большей окружности будет увеличиваться приблизительно во столько раз, во сколько больше ее диаметр. Сравнить диаметры можно, используя отрезки, ограниченные габаритными точками эллипсов на горизонтальных осях (собственно и являющиеся этими диаметрами). В дальнейшем, работая над построением различных предметов, надо всегда учитывать настоящее правило.

19. Построить эллипсы, включая внутренний эллипс горлышка, показывающий толщину материала предмета (в данном случае глины).

.   Следует акцентировать внимание ученика на то, что в шарообразных телах на данном этапе обучения обязательна прорисовка эллипса в самой широкой части.

20. Обрисовать контур крынки, используя имеющиеся элементы построения и максимально приближаясь к оригиналу. Обсудить с преподавателем (в домашних условиях можно поднести доску с рисунком к зеркалу и оценить симметричность изображения). Исправить неточности.

21. Придать рисунку объем с помощью «острых» линий, не стирая элементов построения. Обсудить с преподавателем.

ПРИМЕРЫ

 
Рисунок А.М. Рисунок С.Г.
Рисунок М.А.

УПРАЖНЕНИЕ
«Отлавливание наклонов»

Тренировка перед следующим заданием.

Материалы: писчая бумага А-5, простые карандаши, ластик, фломастеры, карточки-аналоги.

Этапы

1. Вертикально повесить карточку формата А-5 (1/2 А-4) с разнообразными прямыми линиями.

ВАРИАНТЫ КАРТОЧЕК
 



2. Выдать ученику пустые листы подобного формата (не менее шести штук).

3. За столом (на горизонтальной поверхности) попросить провести его на одной из полученных форматок точно такие же линии теми же цветами.

4. Сравнить рисунок с оригиналом, наложив один лист на другой и посмотрев на свет.

5. Повторить то же самое задание, если результат нехорош. Предварительно дать «подсказки»: наносить линии, сопоставляя их наклоны с краями листа и с ближайшими «соседями».

6. Поворачивая вертикально висящую карточку по часовой стрелке, зарисовать еще три варианта расположения прямых, проверяя работы по мере выполнения. Если опыты (или некоторые из них) неудачны - исправить наихудший: осуществлять более двух переделок в течение всего упражнения не рекомендуется.

НЕУДАЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
 


УДАЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
 


Задание 2
«Построение куба»

Нарисовать куб с натуры. Схема построения подобна рассмотренной в разделе «Понятие о перспективе. Простейшие геометрические тела». Однако особое внимание надо уделить наклону ребер, идущих от ближайшего вертикального ребра. Углы наклона оцениваются по отношению к условной линии горизонта постановки, но мысленно вынесенной перед ней. Поскольку, как указывалось ранее, модель стоит приблизительно на уровне глаз рисующего и непосредственно напротив, так, чтобы голова совершала движения только вверх-вниз, условная горизонталь совпадает с краем подрамника и далее с краем листа, на который и нужно будет впоследствии ориентироваться. Чем более видима грань куба, тем меньше величина угла между нижнем ребром этой грани и горизонтальной линией, проведенной через точку пересечения ребер и параллельную краю бумаги.

               
Изменение величины угла в зависимости от положения куба

Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик, кнопки или скотч, доска или лист оргалита 35х45см.

Этапы

1. Взять лист А-4 писчей бумаги. Начать построение с ближайшего вертикального ребра, учитывая, куда и как развернут предмет, чтобы добиться грамотного композиционного решения.

2. Отметить высоту ближайшего ребра, ориентируясь на натуральный размер.

3. Из нижней точки отрезка провести луч, параллельный реальному ребру куба, пользуясь предложенным выше методом. Для упрощения ситуации допустимо сначала провести горизонтальную линию через данную точку. Иногда ученики определяют угол наклона, просто зафиксировав его наклоном карандаша в вытянутой руке, затем, механически приложив карандаш к листу, стараясь не менять его положения. Способ возможен, но ему сопутствуют многочисленные погрешности (движение карандаша должно осуществляться в строго вертикальной плоскости, положение при переносе может измениться и т.д.), так что он все равно потребует дополнительного визуального сопоставления с горизонталью. Особенно на первых порах.

4. Обозначить все лучи, помня о перспективном сокращении.

5. Используя стандартные приемы построения (основная единица измерения - высота ближайшего ребра), продолжить работу, следуя изученным этапам.

6. Обсудить с преподавателем «прозрачный рисунок». Исправить неточности.

7. Придать рисунку объем с помощью «острых» линий, не стирая элементов построения.

ПРИМЕРЫ

  ;
Рисунок Н.Ш.   Рисунок М.А.

Особо интересующимся занятиями студийцам, факультативно можно предложить порисовать «мягкие» предметы с нефиксированной формой: игрушки, сумочки, кеды и т.п., где построение в основном осуществляется «вертикально поставленным карандашом» и «отлавливанием наклонов».

ПРИМЕРЫ

 
Рисунок М.А.   Рисунок Е.М.
Рисунок Н.Ш.
Рисунок Ю.З.
Рисунок О.Д.
 
Рисунки О.Д.

Домашнее задание

1. Используя две разные карточки, выданные арт-терапевтом, выполнить упражнение «отлавливание наклонов», аналогично работе в студии.

2. Нарисовать, оставляя линии построения, на листах писчей бумаги формата А-4 простейшие «жесткие» (с фиксированной формой) бытовые предметы: чашки, вазы, кастрюли, кувшины и т.п. Обязательно включить в этот набор коробки (книжки, прямоугольные судки и т.д.) Количество сделанных работ должно быть не менее трех. Желательно пару предметов, послуживших моделями дома, принести в студию, чтобы проверить правильность рисунков. Работать желательно в «позе художника».

Для учеников, посетивших факультатив, можно добавить один «мягкий» предмет.




Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии    Перейти наверх страницы