Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии
ВИДЫ ШТРИХОВКИ И ТУШЕВКИ

Штриховка и тушевка являются одними из основных технических умений в рисунке. Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых однотипных упражнений, что очень трудно переносится психологически тонкими, неустойчивыми студийцами арт-терапевтического класса. Как следствие, в корне изменен академический подход к данной теме:

1. Упражнения растянуты во времени. Начинаем ставить руку и осваивать элементарную тушевку без градации, изучая композиции, закрепляем полученные в теме «Виды штриховки и тушевки» навыки в «Графической работе» и далее отшлифовываем умения во всех заданиях до конца программы. Не стоит упорствовать, добиваясь совершенного качества на начальных этапах (хотя стремиться к нему, конечно же, надо) – у каждого свое «время дозревания». В итоге все равно всегда получается так, как требуется, но плавно и без трагедий.

2. Помимо простых графитных карандашей используются цветные разной жесткости, что эмоционально разнообразит работу. Вводятся тушь и перо – крайне чувствительный к нажиму инструмент. В особых случаях перо можно заменить роллером.

3. Все задания, подчиненные одной тематике, не похожи одно на другое и несут на себе дополнительные функции: развитие творческого мышления, цветового восприятия и т. д.

4. Кроме стандартной штриховки рассматриваются разнообразные декоративные графические приемы, требующие большой точности, скоординированности и аккуратности. Примером практического применения могут служить работы Обри Бердслея. Небольшой рассказ о жизни и творчестве талантливого художника будет не только познавателен, но и предоставит возможность немного отдохнуть глазам и рукам.

Для того, чтобы рука не размазывала рисунок и не закрывала его во время работы, в традиционной школе существует «правильный способ держания карандаша». Показать его, безусловно, нужно, так как многие, привыкнув, рисуют только таким образом, но вопрос не настолько принципиален, чтобы уделять ему много времени и сил, если пациент активно сопротивляется. Тем более, что способ хорош только при рисовании на мольберте или аналогичной конструкции. Избежать затирания нарисованного при обычном положении карандаша можно с помощью «подложки» – листа бумаги, подкладываемого под руку.


 

Материалы: тушь черная, перо (роллер), чернила, фломастеры, шариковая ручка, баночки для воды, простые и цветные карандаши, ластик, ватман и писчая бумага А-4, тряпочка.

Этапы

1. Разобрать понятия: штриховка, тушевка, заливка, тушевка с градацией, материал, инструмент. Объяснить механику наложения и качественные различия.


Штриховка

Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

Микеланджело
(фрагмент наброска «Мадонна Тадди»)
Штриховка, поддерживающая формуШтриховка, не поддерживающая форму


Тушевка однородная (заливка)

Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима остается постоянной. Если используется «мокрый» материал (материал в инструменте): фломастер, тушь (чернила) и кисть и т.п., то применяется термин «заливка». Материалом называется то, что наносится на лист: уголь, графит, тушь, акварель и т.д. Инструментом – предмет, которым материал наносят. Например: чернила – материал, ручка – инструмент.

Микеланджело
(фрагмент наброска «Голова Фавна»)
Обри Бердслей
(фрагмент графической работы «Черная накидка» 1893)


Тушевка с градацией

Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима постепенно ослабляется или усиливается, в зависимости от эффекта, которого надо достичь. Качественная тушевка отличается мягкими переходами без ярко выраженной «полосатости».

Микеланджело
(фрагмент наброска «Голова в 3/4»)


 

2. Заштриховать 6 квадратиков, нарисованных от руки или по линейке, со сторонами приблизительно 3х3 см, подобно аналогу по качеству исполнения, но с любым наклоном штрихов. Три – простым карандашом, три – тушью.

ПРИМЕРЫ

Аналог
Тушь
Карандаш


ПРИМЕРЫ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ШТРИХОВКИ



 

3. Затушевать 3 квадратика разными материалами.

ПРИМЕРЫ

Графитный карандашШариковая ручка


 

4. Залить 3 квадратика разными материалами.

ПРИМЕРЫ

ФломастерТушь


 

5. Затушевать с градацией 6 квадратиков разными материалами: простым и цветным карандашом, шариковой ручкой. Небольшие поверхности желательно научиться тушевать за один раз.

ПРИМЕРЫ


ПРИМЕРЫ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ТУШОВКИ



 

6. Проработать элементы декоративных штриховок: тушь/перо (роллер).

АНАЛОГ

ПРИМЕРЫ

Заливка, «острая» (разнотолщинная) линия, точки,
«щеточка», «змеиная кожа»
Рисунок М.С.

Примеры применения декоративной штриховки в работе О. Бердслея «Платье «Павлин»



 

7. Сделать эскизы в карандаше любого предмета (существующего или несуществующего) с использованием максимального количества видов штриховки, в том числе декоративной, заливки и тушевки с градацией и без. Обсудить.

8. Выполнить чистовой рисунок (тушь, цветной карандаш), грамотно поместив на листе.

9. Дать название предмету (желательно развернутое).

ПРИМЕР

«Чаша наполненная – цветок качающийся»
Рисунок Т.К.

 

ВАРИАНТЫ РАБОТ

«Детская азбука. Буква «Я»
Рисунок Ел.М.
«Проявляющиеся незабудки. Модерн»
Рисунок М.А.


Домашнее задание

1. Отработать на разнообразных фигурах штриховку, тушевку и тушевку с градацией в разных материалах (2-3 листа формата А-4).

Варианты форм фигур
(площадь должна быть разнообразной,
но максимальная не должна превышать 1/8 листа А-4)

2. Повторить элементы декоративной штриховки в туши (1 лист формата А-4).

3. Выполнить рисунок, аналогичный студийному, с такой же обработкой, но с другим предметом, дать название (1 лист формата А-4).




Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии    Перейти наверх страницы