|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ
Вся программа обучения и непосредственно данное занятие начинается с работы с красками. Это целесообразно сделать по двум причинам. Во-первых, человек, давно не рисовавший, не имеющий технических навыков, должен перестать испытывать страх
перед чистым белым листом бумаги, попросту научиться его «пачкать». Во-вторых, работа именно с красками, в отличие от карандашей, пастели и фломастеров раскрепощает, снимает напряжение и тревожность. Протяженность занятия 1 учебный
день: от 1 часа до 5 часов, в зависимости от возможностей, подготовки и состояния пациента.
Для начала необходим краткий рассказ о тонах вообще: с одной стороны это просто потребуется в дальнейшей работе, с другой – успокаивает пациента, настраивает на непривычную деятельность. Однако перегружать сведениями тоже не стоит, чтобы
ученик не устал слишком быстро, не почувствовал себя чересчур мало знающим, к тому же многое усвоится в рабочем порядке. Итак, тона.
Спектральные (локальные) – здесь все просто, это 7 цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Составные – те, которые получаются в результате смешивания нескольких тонов (желтый+синий=зеленый).
Погашенные – все спектральные тона с добавлением черного и коричневого, т.е. утемненные (основное, что нужно запомнить), а так же красный, смешанный с зеленым, оранжевый с синим и желтый с фиолетовым.
Пастельные – все спектральные тона с добавлением белил, т.е. осветленные, выбеленные.
Теплые – тона, в которых содержание желтых (красных), т.е. «горячих, солнечных» красок более 50%.
Холодные – тона, в которых содержание синего, т.е. «зимнего, снежного» цвета более 50%.
Нейтральные – черный, белый и как составной – серый.
Проведя разминку на цветных карандашах, раскладывая их на «теплую» и «холодную» кучки, попутно разбирая оттенки: сине-зеленый – «холодный», желто-зеленый, салатовый – «теплый» и т.д., можно переходить к занятиям акварелью. Почему именно
акварелью, которая является одним из сложнейших видов графики? Потому, что в данном случае важно, чтобы человек на практике сам увидел, что собственно получется за тон при смешивании тех или иных цветов. А чтобы избежать скучных, механических
«замесов» лучшего упражнения, чем «акварель по мокрому» не найти: краски сами сливаются в необыкновенные сложные сочетания. Однако начинать надо все же с «акварели по сухому»: как в школе – «раскраска» и знакомо, и спектральные цвета
повторить можно, и рука привыкнет к кисточке с бумагой.
Задание 1 «Сухая акварель»
Материалы: акварель, кисти, баночки для воды, простые карандаши, ластик, акварельная и писчая бумага А-4, тряпочка.
- На листе писчей бумаги сделать наброски цветка (пера Жар-птицы, волны и т.д.).
- Обсудив рисунок, перенести его (возможно с увеличением) на лист акварельной бумаги.
- Через оконное стекло (днем) или на световом столе перевести контурный карандашный рисунок на второй лист акварельной бумаги.
- Покрасить лепестки желательно контрастными спектральными тонами (на манер цветика-семицветика), набирая на кисточку много краски и мало воды.
рисунок А.С.
В процессе работы над образом и в момент обсуждения цветового решения, обучаемому предоставляется максимум свободы: возможны любые варианты, если только они абсолютно не противопоставлены заданию.
Задание 2 «Мокрая акварель»
Материалы: акварель, кисти, баночки для воды, поролоновая губка, лоток для воды, кнопки или скотч, доска или лист оргалита 35х45см.
Этапы:
- Прикрепить лист с контурным рисунком на доску кнопками или скотчем.
- Смочить губку водой в лотке и отжать.
- Влажной губкой намочить лист.
- Быстрыми движениями, пока не высохла бумага, нанести краску, повторяя цветовое решение предыдущего рисунка.
- Рассмотреть и проанализировать полученные цветовые сочетания.
рисунок А.С.
ВАРИАНТЫ ОТРАБОТКИ ТЕМЫ «Перо Жар-птицы»
Домашнее задание
- Проработать технику «сухой и мокрой» акварели. Темы на выбор: волна, радуга, петушиный хвост и т.п.
- Ориентироваться в основах цветоведения.
- Приобрести необходимые рабочие материалы.
Список материалов:
- Акварель
- Гуашь
- Писчая бумага
- Бумага для черчения и для акварели (А-3)
- Простые карандаши (тм или нв, м или в, 2м-3м или 2в-3в)
- Цветные карандаши
- Ластики
- Кнопки (скотч)
- Фломастеры
- Кисти: белка №№ 2-3 круглые, №№ 8-10 круглые, №№ 15-18 круглые и плоские
- Лист оргалита, фанеры размером не менее 35х45 см
Домашние задания всего курса построены по возрастающей: вначале немного и несложно, в конце побольше и потруднее. Но к тому времени ученики, регулярно выполняющие домашнюю работу, уже втягиваются в процесс и он доставляет им только удовольствие.
Каждый учебный день непременно начинается с просмотра и обсуждения принесенных рисунков. В некоторые вносятся исправления, что-то просто учитывается на будущее. Особо удачные вещи можно отбирать в «метфонд» для последующей демонстрации
другим студийцам или на выставках. Конечно же, результат тем лучше, чем больше вложено труда, однако если пациент категорически отказывается делать что-либо дома, не стоит агрессивно настаивать. Во-первых, интерес и желание могут проснуться
после нескольких занятий в студии, во-вторых, можно просто увеличить количество занятий до 2–3 раз в неделю против обычного ритма 1 раз в неделю.
|