Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ

Вся программа обучения и непосредственно данное занятие начинается с работы с красками. Это целесообразно сделать по двум причинам. Во-первых, человек, давно не рисовавший, не имеющий технических навыков, должен перестать испытывать страх перед чистым белым листом бумаги, попросту научиться его «пачкать». Во-вторых, работа именно с красками, в отличие от карандашей, пастели и фломастеров раскрепощает, снимает напряжение и тревожность. Протяженность занятия 1 учебный день: от 1 часа до 5 часов, в зависимости от возможностей, подготовки и состояния пациента.

Для начала необходим краткий рассказ о тонах вообще: с одной стороны это просто потребуется в дальнейшей работе, с другой – успокаивает пациента, настраивает на непривычную деятельность. Однако перегружать сведениями тоже не стоит, чтобы ученик не устал слишком быстро, не почувствовал себя чересчур мало знающим, к тому же многое усвоится в рабочем порядке. Итак, тона.

Спектральные (локальные) – здесь все просто, это 7 цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Составные – те, которые получаются в результате смешивания нескольких тонов (желтый+синий=зеленый).

Погашенные – все спектральные тона с добавлением черного и коричневого, т.е. утемненные (основное, что нужно запомнить), а так же красный, смешанный с зеленым, оранжевый с синим и желтый с фиолетовым.

Пастельные – все спектральные тона с добавлением белил, т.е. осветленные, выбеленные.

Теплые – тона, в которых содержание желтых (красных), т.е. «горячих, солнечных» красок более 50%.

Холодные – тона, в которых содержание синего, т.е. «зимнего, снежного» цвета более 50%.

Нейтральные – черный, белый и как составной – серый.

Проведя разминку на цветных карандашах, раскладывая их на «теплую» и «холодную» кучки, попутно разбирая оттенки: сине-зеленый – «холодный», желто-зеленый, салатовый – «теплый» и т.д., можно переходить к занятиям акварелью. Почему именно акварелью, которая является одним из сложнейших видов графики? Потому, что в данном случае важно, чтобы человек на практике сам увидел, что собственно получется за тон при смешивании тех или иных цветов. А чтобы избежать скучных, механических «замесов» лучшего упражнения, чем «акварель по мокрому» не найти: краски сами сливаются в необыкновенные сложные сочетания. Однако начинать надо все же с «акварели по сухому»: как в школе – «раскраска» и знакомо, и спектральные цвета повторить можно, и рука привыкнет к кисточке с бумагой.

Задание 1
«Сухая акварель»

Материалы: акварель, кисти, баночки для воды, простые карандаши, ластик, акварельная и писчая бумага А-4, тряпочка.

  1. На листе писчей бумаги сделать наброски цветка (пера Жар-птицы, волны и т.д.).
  2. Обсудив рисунок, перенести его (возможно с увеличением) на лист акварельной бумаги.
  3. Через оконное стекло (днем) или на световом столе перевести контурный карандашный рисунок на второй лист акварельной бумаги.
  4. Покрасить лепестки желательно контрастными спектральными тонами (на манер цветика-семицветика), набирая на кисточку много краски и мало воды.

рисунок А.С.

В процессе работы над образом и в момент обсуждения цветового решения, обучаемому предоставляется максимум свободы: возможны любые варианты, если только они абсолютно не противопоставлены заданию.



Задание 2
«Мокрая акварель»

Материалы: акварель, кисти, баночки для воды, поролоновая губка, лоток для воды, кнопки или скотч, доска или лист оргалита 35х45см.

Этапы:

  1. Прикрепить лист с контурным рисунком на доску кнопками или скотчем.
  2. Смочить губку водой в лотке и отжать.
  3. Влажной губкой намочить лист.
  4. Быстрыми движениями, пока не высохла бумага, нанести краску, повторяя цветовое решение предыдущего рисунка.
  5. Рассмотреть и проанализировать полученные цветовые сочетания.

рисунок А.С.



ВАРИАНТЫ ОТРАБОТКИ ТЕМЫ
«Перо Жар-птицы»

рисунок А.О.


Домашнее задание

  1. Проработать технику «сухой и мокрой» акварели. Темы на выбор: волна, радуга, петушиный хвост и т.п.
  2. Ориентироваться в основах цветоведения.
  3. Приобрести необходимые рабочие материалы.

Список материалов:

  1. Акварель
  2. Гуашь
  3. Писчая бумага
  4. Бумага для черчения и для акварели (А-3)
  5. Простые карандаши (тм или нв, м или в, 2м-3м или 2в-3в)
  6. Цветные карандаши
  7. Ластики
  8. Кнопки (скотч)
  9. Фломастеры
  10. Кисти: белка №№ 2-3 круглые, №№ 8-10 круглые, №№ 15-18 круглые и плоские
  11. Лист оргалита, фанеры размером не менее 35х45 см

Домашние задания всего курса построены по возрастающей: вначале немного и несложно, в конце побольше и потруднее. Но к тому времени ученики, регулярно выполняющие домашнюю работу, уже втягиваются в процесс и он доставляет им только удовольствие. Каждый учебный день непременно начинается с просмотра и обсуждения принесенных рисунков. В некоторые вносятся исправления, что-то просто учитывается на будущее. Особо удачные вещи можно отбирать в «метфонд» для последующей демонстрации другим студийцам или на выставках. Конечно же, результат тем лучше, чем больше вложено труда, однако если пациент категорически отказывается делать что-либо дома, не стоит агрессивно настаивать. Во-первых, интерес и желание могут проснуться после нескольких занятий в студии, во-вторых, можно просто увеличить количество занятий до 2–3 раз в неделю против обычного ритма 1 раз в неделю.




Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии    Перейти наверх страницы