|
ВИДЫ ШТРИХОВКИ И ТУШЕВКИ
Штриховка и тушевка являются одними из основных технических умений в рисунке. Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых однотипных упражнений, что очень трудно переносится психологически тонкими, неустойчивыми
студийцами арт-терапевтического класса. Как следствие, в корне изменен академический подход к данной теме:
1. Упражнения растянуты во времени. Начинаем ставить руку и осваивать элементарную тушевку без градации, изучая композиции, закрепляем полученные в теме «Виды штриховки и тушевки» навыки в «Графической работе» и далее
отшлифовываем умения во всех заданиях до конца программы. Не стоит упорствовать, добиваясь совершенного качества на начальных этапах (хотя стремиться к нему, конечно же, надо) – у каждого свое «время дозревания». В итоге все равно
всегда получается так, как требуется, но плавно и без трагедий.
2. Помимо простых графитных карандашей используются цветные разной жесткости, что эмоционально разнообразит работу. Вводятся тушь и перо – крайне чувствительный к нажиму инструмент. В особых случаях перо можно заменить
роллером.
3. Все задания, подчиненные одной тематике, не похожи одно на другое и несут на себе дополнительные функции: развитие творческого мышления, цветового восприятия и т. д.
4. Кроме стандартной штриховки рассматриваются разнообразные декоративные графические приемы, требующие большой точности, скоординированности и аккуратности. Примером практического применения могут служить работы Обри
Бердслея. Небольшой рассказ о жизни и творчестве талантливого художника будет не только познавателен, но и предоставит возможность немного отдохнуть глазам и рукам.
Для того, чтобы рука не размазывала рисунок и не закрывала его во время работы, в традиционной школе существует «правильный способ держания карандаша». Показать его, безусловно, нужно, так как многие, привыкнув, рисуют только таким образом,
но вопрос не настолько принципиален, чтобы уделять ему много времени и сил, если пациент активно сопротивляется. Тем более, что способ хорош только при рисовании на мольберте или аналогичной конструкции. Избежать затирания нарисованного
при обычном положении карандаша можно с помощью «подложки» – листа бумаги, подкладываемого под руку.
Материалы: тушь черная, перо (роллер), чернила, фломастеры, шариковая ручка, баночки для воды, простые и цветные карандаши, ластик, ватман и писчая бумага А-4, тряпочка.
Этапы
1. Разобрать понятия: штриховка, тушевка, заливка, тушевка с градацией, материал, инструмент. Объяснить механику наложения и качественные различия.
Штриховка
Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.
|
Микеланджело (фрагмент наброска «Мадонна Тадди») |
|
|
|
Штриховка, поддерживающая форму |
Штриховка, не поддерживающая форму |
Тушевка однородная (заливка)
Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима остается постоянной. Если используется «мокрый» материал (материал в инструменте): фломастер,
тушь (чернила) и кисть и т.п., то применяется термин «заливка». Материалом называется то, что наносится на лист: уголь, графит, тушь, акварель и т.д. Инструментом – предмет, которым материал наносят. Например: чернила – материал, ручка
– инструмент.
|
|
Микеланджело (фрагмент наброска «Голова Фавна») |
Обри Бердслей (фрагмент графической работы «Черная накидка» 1893) |
Тушевка с градацией
Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима постепенно ослабляется или усиливается, в зависимости от эффекта, которого надо достичь. Качественная
тушевка отличается мягкими переходами без ярко выраженной «полосатости».
|
Микеланджело (фрагмент наброска «Голова в 3/4») |
2. Заштриховать 6 квадратиков, нарисованных от руки или по линейке, со сторонами приблизительно 3х3 см, подобно аналогу по качеству исполнения, но с любым наклоном штрихов. Три – простым карандашом, три – тушью.
ПРИМЕРЫ
ПРИМЕРЫ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ШТРИХОВКИ
3. Затушевать 3 квадратика разными материалами.
ПРИМЕРЫ
|
|
Графитный карандаш |
Шариковая ручка |
4. Залить 3 квадратика разными материалами.
ПРИМЕРЫ
|
|
Фломастер |
Тушь |
5. Затушевать с градацией 6 квадратиков разными материалами: простым и цветным карандашом, шариковой ручкой. Небольшие поверхности желательно научиться тушевать за один раз.
ПРИМЕРЫ
ПРИМЕРЫ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ТУШОВКИ
6. Проработать элементы декоративных штриховок: тушь/перо (роллер).
АНАЛОГ
|
ПРИМЕРЫ
|
|
|
Заливка, «острая» (разнотолщинная) линия, точки, «щеточка», «змеиная кожа» |
Рисунок М.С. |
Примеры применения декоративной штриховки в работе О. Бердслея «Платье «Павлин»
7. Сделать эскизы в карандаше любого предмета (существующего или несуществующего) с использованием максимального количества видов штриховки, в том числе декоративной, заливки и тушевки с градацией и без. Обсудить.
8. Выполнить чистовой рисунок (тушь, цветной карандаш), грамотно поместив на листе.
9. Дать название предмету (желательно развернутое).
ПРИМЕР
|
«Чаша наполненная – цветок качающийся» Рисунок Т.К. |
ВАРИАНТЫ РАБОТ
|
|
«Детская азбука. Буква «Я» Рисунок Ел.М. |
«Проявляющиеся незабудки. Модерн» Рисунок М.А. |
Домашнее задание
1. Отработать на разнообразных фигурах штриховку, тушевку и тушевку с градацией в разных материалах (2-3 листа формата А-4).
|
Варианты форм фигур (площадь должна быть разнообразной, но максимальная не должна превышать 1/8 листа А-4) |
2. Повторить элементы декоративной штриховки в туши (1 лист формата А-4).
3. Выполнить рисунок, аналогичный студийному, с такой же обработкой, но с другим предметом, дать название (1 лист формата А-4).
|