Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии
ТЕНИ.

Тема неоднозначная: и скучная, и интересная, требующая вдумчивого отношения, кропотливого труда, и быстрая, до пятиминутного исполнения. «Сухая» и «живая» - все одновременно. Конечно, если изучать «Тени» в полном объеме (раздел построения в начертательной геометрии, графическая теория наложения теней, практическая отработка разными материалами и т.д.), потребуется год и более. Собственно, совершенствовать навыки объемно-теневого рисунка можно всю жизнь, но в рамках программы будут изучены лишь основные приемы, правила и термины, без которых грамотная подача принципиально невозможна. Так как качественное наложение теней простым графитным карандашом процедура длительная, в студии лучше работать в материале: сангиной, углем, чернилами. Не так утомительно и новые техники осваиваются. Занятие состоит из трех учебных дней.

Первый учебный день

Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик.

Этапы

1. Продемонстрировать таблицу, заготовленную преподавателем, или выбранные работы из ранее сделанных учениками, с объемно-теневыми рисунками простейших геометрических тел.


Рисунок А.С.

2. Обсудить, откуда падает свет, и рассказать о стандартном положении источника освещения для учебных постановок: сверху, слева, чуть впереди модели или натюрморта.

3. Рассмотреть «собственные тени».

Собственная тень принадлежит непосредственно предмету (является его собственностью). Она состоит из полутонов, тона, рефлекса, блика.

4. На примере шара, куба и цилиндра проанализировать типичное расположение составляющих собственной тени при классическом освещении (один источник света при стандартном расположении) и порядок их нанесения.

ШАР

РАСПОЛОЖЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННОЙ ТЕНИ

ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕНИ

На округлых предметах при классическом освещении тон (собственно тень) поддерживает абрис наклонного эллипса, мягко градуируя к полутонам.

Изначально прокладывают полутон на все изображение.

Затем, постепенно утемняя, сохраняя плавность переходов (градацию), проявляют тон (собственно тень). Необходимо обратить внимание, что к контуру рисуемого предмета полутона высветляются.

Еще более осветляется зона непосредственной близости к горизонтальной плоскости, на которой расположена модель (рефлекс, вызываемый данной плоскостью). Особенно заметен нюанс при нетемных поверхностях. Осветления рефлекса можно добиться как уменьшением нажима на карандаш в процессе штриховки, так и легким «промакиванием» ластиком во время или после завершения работы.

В последний момент сильным нажатием ластика проявляют блик – самый выбеленный участок тени (непосредственное отражение источника света). Иногда, правда, особенно при матовых поверхностях, блик не протирают, а просто оставляют незаштрихованный участок бумаги. Оба способа возможны, но второй более трудоемкий.

Протертый блик Оставленный блик

Штриховка, как правило, кладется по форме, чтобы лучше выявить объем, но никаких строгих ограничений не существует. Эффектного рисунка можно добиться, используя и однонаправленные штрихи.

Штриховка по форме Штриховка не по форме

КУБ

РАСПОЛОЖЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННОЙ ТЕНИ

ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕНИ

Изначально прокладывают слабый полутон на все изображение.

Отметить, учитывая характер освещения, что горизонтальная поверхность куба, будет самой светлой. Следовательно, нанесенный ранее полутон на ней останется далее нетронутым (возможно лишь некоторое утемнение к углам) или даже будет высветляться ластиком.

На вертикальную нарисованную поверхность, ближайшую к источнику света, повторно наносят полутон с градацией, утемняя от ближайшего к рисовальщику угла и верхней грани предмета. Количество повторных нанесений зависит от интенсивности тоновой подачи работы в целом.

На оставшуюся вертикальную поверхность повторно в несколько слоев (накладывая один на другой) наносят полутона с градацией, утемняя от ближайшего к рисовальщику угла и верхней грани предмета, таким образом, чтобы, покрытая полутоном плоскость, каждый раз была короче предыдущей.

В результате, при достаточном утемнении верхнего ближайшего угла куба, будет получен тон (собственно тень) модели, а у нижней грани образуется рефлекс. Количество повторных нанесений полутонов зависит от интенсивности тоновой подачи рисунка в целом.

Штриховка кладется в привычной для ученика манере, единственное, чего нужно избегать, это откровенной «клеточки». Яркость рисунка при правильной подаче допускается любая и зависит от индивидуальности художника.


Неудачная штриховка «клеточкой»
Варианты яркости тонировки

ЦИЛИНДР

РАСПОЛОЖЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННОЙ ТЕНИ

ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕНИ

На цилиндрических стоящих (в том числе наклонно) предметах при классическом освещении тон (собственно тень) располагается приблизительно по линии, ограничивающей третью четверть изображенной вертикальной (наклонно вертикальной) плоскости справа. Эта линия является условной осью собственно тени – самого темного участка поверхности.


Прямо стоящий цилиндр

Фрагмент наклонно стоящего цилиндра

Изначально прокладывают слабый полутон на все изображение.

Отметить, учитывая характер освещения, что горизонтальная поверхность цилиндра, будет самой светлой. Следовательно, нанесенный ранее полутон на ней останется далее нетронутым (возможно лишь некоторое утемнение у линии абриса эллипсовидной плоскости) или даже будет высветляться ластиком.

На оставшуюся нарисованную поверхность повторно в несколько слоев (накладывая один на другой) наносят полутона с градацией, утемняя от левой вертикальной контурной линии предмета до оси собственно тени (тона) и далее осветляя к правой вертикальной контурной линии, таким образом, чтобы, покрытая полутоном плоскость, каждый раз начиналась чуть правее предыдущего слоя и кончалась чуть левее. В результате будет получен тон (собственно тень) модели. Количество повторных нанесений полутонов зависит от интенсивности тоновой подачи рисунка в целом.

Затем высветляют зону непосредственной близости к горизонтальной плоскости, на которой расположена модель (рефлекс, вызываемый данной плоскостью). Осветления рефлекса можно добиться как уменьшением нажима на карандаш в процессе штриховки, так и легким «промакиванием» ластиком во время или после завершения работы.

В последний момент сильным нажатием ластика проявляют блик (можно оставить незаштрихованный участок бумаги), расположенный приблизительно по линии, ограничивающей вторую четверть изображенной вертикальной (наклонно вертикальной) плоскости слева.

Выполняя штриховку, следует ориентироваться на характер плоскости: для горизонтальной – штрихи, тяготеющие к горизонтальности, для вертикальной – к вертикальности. Особенно актуально пожелание для горизонтальных поверхностей, которые при применении вертикальной штриховки (частичном, либо полном) попросту выворачиваются или «встают дыбом».

Вертикальная штриховка
(эффект «трубы»)
Не поддерживающая
форму штриховка
(«вывернутая» плоскость)
Штриховка по форме
(подчеркивает горизонтальную
плоскость)

5. Рассмотреть «падающие тени».

Падающая тень отбрасывается самим предметом и всегда темнее собственной. Подача в виде градуированной штриховки от тона (непосредственно рядом с предметом) к слабому полутону (по удалению от него). Т.к. изучение детального построения теней не входит в программу можно ограничиться «намеком» или отобразить видимую в натурной постановке форму, учитывая вышеизложенные правила.

«Намек» на тень Видимая в натурной постановке, тень

6. Самостоятельно, пользуясь выданной ранее таблицей или удачными рисунками других учащихся, выполнить графитным карандашом на листах писчей бумаги по 4-5 светотеневых набросков простейших геометрических тел на каждом (шар, куб, цилиндр, конус, призма, параллелепипед и т.д.). Количество и выбор предметов осуществляется преподавателем по факту получения результатов работы. Также можно попросить нарисовать отсутствующий в примерах объект, предположив характер теней, на основе полученного опыта.

7. Обсудить рисунки, особое внимание уделяя анализу положенных теней. При необходимости исправить ошибки.

ПРИМЕРЫ


Рисунок А.Г.

Рисунок М.А.

Домашнее задание

1. Повторить всю теоретическую базу, полученную в студии.

2. Пользуясь выданной ранее таблицей или ксерокопиями рисунков других учащихся, выполнить графитным карандашом на писчей бумаге светотеневые наброски простейших геометрических тел по листу на каждое (шар, куб, цилиндр, конус, призма, параллелепипед и т.д.). Количество и выбор предметов осуществляется преподавателем по результатам прошедшего занятия.




Перейти к оглавлению методического пособия по арт-терапии    Перейти наверх страницы